Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Рабочая программа по обществознанию 6, 7, 8, 9 классы

Кому нужна версия в Word, ссылка

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10 »




Утверждаю
Директор МАОУ «Школа №10»

 _______________ Ислентьева Е.В.
                         
Приказ № ______
От «______ » ___________ 2013г.                   
Согласовано
на МС школы
Протокол №_____

от «____»____________2013г.
Руководитель МС
_____________ Шевченко Т.Н.

Рассмотрено
на МО учителей  гуманитарных дисциплин
Протокол № ___
от «___» ______________2013г.
Руководитель МО
____________ Спицына О.Г.
                






Рабочая учебная программа по

_____________________________обществознанию______________________________
(наименование учебного предмета \ курса)
_________________________________6 - 9 классы__________________________________
(ступень образования  \ класс)
__________________________2013 – 2014 учебный год___________________________
(срок реализации программы)
   
Составлена на основе примерной программы основного  общего образования  к учебникам обществознания под редакцией Л.Н. Боголюбова, автор-составитель И.Ю. Буйволова
                                                                                                             (наименование программы)

Программу составил   ___Юдин Иван Вячеславович_________________________________                      
                                                                                        (Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)
















г. Ирбит 2014 г.
Нормативная база преподавания предмета
            Рабочая программа по обществознанию составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
·         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской федерации» (ст.2, п.п.9,10);
·         Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного  общего образования, по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
·         Базисный учебный план МАОУ «Школа № 10» на 2014/15 учебный год;
·         Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для    учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011;
·         Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года, №253;
·         Примерной авторской программы основного  общего образования,  по обществознанию за 2004 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», для учащихся 6 – 9 х классов составлена на основе Федерального  базисного учебного  плана для образовательных учреждений Российской Федерации, Примерной программы по учебному предмету «Обществознание» и авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, год издания программы 2011 г.

Цель изучения предмета:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Задачи изучения предмета:
·         развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
·         воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
·         освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
·         овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
·         формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Программа рассчитана на 140 часов за период обучения, что составляет 35 в год, из расчета 1 час в неделю, в том числе на практическую работу отводится 6  часов, на контрольные и зачетные уроки 15 часов.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Общая характеристика предмета «Обществознание»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 140учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
  Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
  Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен:
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на  использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпусскниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Контроль уровня обученности:
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
·         извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
·         решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
·         формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
·         наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
·         оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
·         участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
·         конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в  моделируемых учебных задачах  и в реальной жизни;
·         совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте;
·         проведение с.р. и к.р. а так же, устный опрос.

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
·         серия учебников Обществознание 6 - 9 класс для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., – М.: Просвещение, 2012;
·         Обществознание. Поурочные планы по учебникам под редакцией Л.Н. Боголюбова 6 класс - М.: Просвещение, 2014;
·         Обществознание, 7 класс, Поурочные разработки, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., - М.: Просвещение, 2010;
·         Обществознание. 8 класс, Поурочные разработки, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., - М.: Просвещение, 2010;
·         Обществознание. 9 класс, Поурочные разработки, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., - М.: Просвещение, 2012;
·         Сборник тестов с 6 – 9 класс по обществознанию к учебникам под редакцией Л.Н Боголюбова, Н.И Городецкой., Автор составитель Поздеев А.В. - М.: ВАКО, 2011;
·         Серия рабочих тетрадей для учащихся 6 -9 классов по обществознанию к учебникам под редакцией Л.Н Боголюбова, Н.И Городецкой., автор составитель О.А. Котова, Т.Е. Лискова., - М.: Просвещение 2012.

1. Ученическая доска;
2. Аудиоколонки;
3. Видеопроектор; 
4. Компьютер;
5. Экран;




Содержание учебного предмета

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)
ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)
Человек и общество  (6 час)
Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.
Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.
Духовная культура  (4 час)
Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.
Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.
Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.
Экономика  (4 час)
Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с  имеющимися ресурсами.
Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа.  Деньги и их роль в экономике.
Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.
Социальная сфера (6 час)
Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.
Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.
Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность.  Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.
Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.
Политика и право (6 час)
Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство.
Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.
Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.
Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.
Резерв учебного времени  – 9 ч

ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 класс
ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  (105 час)
Общество (8 час)
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Человек (10 час)
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.
Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация.  Особенности подросткового возраста
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.
Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Сфера духовной культуры (8 час)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.  Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение  в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика    (22 час)
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда.  Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Семейный бюджет.  Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
            Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.  Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная сфера (14 час)
Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.  Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
 Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.  Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.
 Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Политика и социальное управление (10 час)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
 Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
 Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
 Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
  Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право (22 час)
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права.  Субъекты права.
Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства.  Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений.  Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних. 
Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.  Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации.  Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации. 
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты  прав и свобод человека  и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
            Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю.  Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. 
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право.  Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания  привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Резерв учебного времени  – 14 часов

ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД, ОБЩЕСТВО
8 класс (35 ч)
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основ­ные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Обще­ственные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общест­ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современнос-
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гума­низм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Мораль­ные знания и практическое поведение. Критический ана­лиз собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Са­мообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание ро­ли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор­ганизации и объединения, их роль в жизни современно­го общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (12 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого про­изводить. Функции экономической системы. Модели эко­номических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (7 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобиль­ность. Большие и малые социальные группы. Формаль­ные и неформальные группы. Социальный конфликт, пу­ти его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. От­ношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. От­ношение к историческому прошлому, традициям, обыча­ям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи­мость здорового образа жизни.
Резерв учебного времени — 9 ч.






ГРАЖДАНИН. МОРАЛЬ. ПРАВО.
9 класс 35часа
Тема 1. Политика (6 час.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (21 час.)
Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.



Учебно-тематический план
Распределение учебного материала в 6 кл.

Наименование раздела
Количество часов
1
Введение. Как работать с учебником
1
2
Человек
10
3
Семья
4
4
Школа
3
5
Труд
5
6
Родина
6
7
Добродетели
5

Резерв учебного времени
1

                                                                                                   Итого                                                                                                                                         
35


Распределение учебного материала в 7 кл.

Наименование раздела
Количество часов
1
Введение.
1
2
Человек и закон
15
3
Человек и экономика
17

Резерв учебного времени
1

                                                                                                   Итого                                                                                                                                          
35


Распределение учебного материала в 8 кл.

Наименование раздела
Количество часов
1
Введение
1
2
Личность и общество
6
3
Сфера духовной культуры
8                     
4
Экономика         
12
5
 Социальная сфера
7

Резерв учебного времени
1

                                                                                                   Итого                                                                                                                                          
35


Распределение учебного материала в 9  кл.
Наименование раздела
Количество часов
1
Политика
10
2
Право
21

                                                                                                   Итого                                                                                                                                         
35



















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 кл.

№ урока
Название урока
§ учебника
Сроки
1.         
Введение в курс
Как работать с учебником?

Глава I. Человек.    10  часов
2.         
Человек родился
§1

3.         
Человек - личность
§2

4.         
Особый возраст – отрочество
§3

5.         
Учимся общаться
с.36

6.         
Познай самого себя
§4

7.         
Учимся узнавать и оценивать себя
с. 45

8.         
Человек и его деятельность
§5

9.         
Учимся правильно организовывать свои занятия
с. 55

10.      
Что человек чувствует, о чем размышляет
§6

11.      
Итоговое обобщающее занятие
с. 63

Глава  II. Семья.    4 часа
12.      
Семья – ячейка общества
§7

13.      
Семейное хозяйство
§8

14.      
Делу время – потехе час
с. 85

15.      
Итоговая самостоятельная работа
§9

Глава  III. Школа.    4 часа
16.      
Профессия – ученик
§10

17.      
Одноклассники, сверстники, друзья
§11

18.      
Учимся дружно жить в классе
с. 118

19.      
Презентация класса. Практикум


Глава IV. Труд.  5 часов
20.      
Труд – основа жизни
§12

21.      
Труд и творчество
с. 131

22.      
На пути к жизненному успеху  
§13

23.      
Учимся творчеству. Практикум
с. 143

24.      
Итоговое обобщающее занятие: Труд
§14

Глава V. Родина.  5 часов
25.      
Что значит быть патриотом
§15

26.      
Символика России
§16

27.      
Гражданин – Отечества достойный сын
§17

28.      
Мы – многонациональный народ
с.180

29.      
Итоговое обобщающее занятие
§18

30.      

с.188

Глава VI. Добродетели.  4 часов
31.      
Человек славен добрыми делами
§19

32.      
Будь смелым
с.198

33.      
Что такое человечность
§20

34.      
Практикум
с.207



§21

35.      
Заключение 2 часа


36.      




























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 кл.

№ урока
Название урока
§ учебника
Сроки
1.         
Введение в курс
Как работать с учебником?

Глава I. Человек и закон. 16 часов
2.         
Что значит жить по правилам
§1

3.         
Что значит жить по правилам
§1

4.         
Права и обязанности граждан
§2

5.         
Права и обязанности граждан
§2

6.         
Почему важно соблюдать законы
§3

7.         
Почему важно соблюдать законы
§3

8.         
Защита Отечества
§4

9.         
Защита Отечества
§4

10.      
Что такое дисциплина
§5

11.      
Что такое дисциплина
§6

12.      
Виновен – отвечай
§7

13.      
Виновен – отвечай
§7

14.      
Кто стоит на страже закона
§8

15.      
Кто стоит на страже закона
§8

16.      
Обобщающий урок по теме: «Человек и закон»


17.      
Практикум по теме: Человек и закон


Глава II. Человек и экономика.  16 часов
18.      
Экономика и её основные участники
§9

19.      
Экономика и её основные участники
§9

20.      
Золотые руки работника
§10

21.      
Золотые руки работника
§10

22.      
Производство: затраты, выручка, прибыль
§11

23.      
Производство: затраты, выручка, прибыль
§11

24.      
Виды и формы бизнеса
§12

25.      
Виды и формы бизнеса
§12

26.      
Обмен, торговля, реклама
§13

27.      
Обмен, торговля, реклама
§13

28.      
Деньги и их функции
§14

29.      
Деньги и их функции
§14

30.      
Экономика и семья
§15

31.      
Экономика и семья
§15

32.      
Обобщающий урок по теме: «Человек и экономика»


33.      
Практикум по теме: «Экономика семьи»


34.      
Обобщение курса  «Обществознание» итоговый тест (резерв учебного времени)


35.      
Резерв 1 час
































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 кл.

№ урока
Тема раздела. урока
§ учебника
кол-во
часов
Материалы
и  оборудование
Дата
проведения
1
Повторение. Человек и закон, экономика и природа.(1ч)
1


Тема 1. Личность и общество (6 ч)

2
Личность. 
1
1
схемы

3
Социализация индивида.
1
1
учебник, схемы

4
Общество как форма жизнедеятельности людей.
2
1
учебник, схемы

5
Социальные изменения и их формы.
2
1
учебник, схемы

6
Человечество в XXI веке
3
1
учебник, схемы

7
Повторительно-обобщающий урок по теме Личность и общество
1


Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)

8
Сфера духовной культуры и ее особенности.
4
1
схемы

9
Мораль Добро и зло
5
1
учебник, схемы

10
Долг и совесть.
6
1
учебник, схемы

11
Свобода и ответственность.
7
1
учебник, схемы

12
Основные элементы системы образования в Российской Федерации
8
1
учебник, схемы

13
Наука, ее значение в жизни современного общества
9
1
учебник, схемы

14
Религия как одна из форм культуры.
10
1
учебник, схемы

15
Повторительно-обобщающий урок по теме Сфера духовной культуры



Тема 3. Экономика (12 ч)

16
Потребности и ресурсы. 
1
учебник, схемы

17
Основные вопросы экономики: что, как и для кого про­изводить
1
учебник, схемы

18
Собственность
1
учебник, схемы

19
Рынок.
1
учебник, схемы

20
Производство.
1
учебник, схемы

21
Предпринимательство.
1
учебник, схемы

22
Роль государства в экономике
1
Мультимедиа, схемы

23
Распределение, потребление.
1
учебник, схемы

24
Инфляция
1
учебник, схемы

25
Безработица.
1
учебник, схемы

26
Мировое хозяйство
1
учебник, схемы

27
Повторительно-обобщающий урок по теме Экономика



Тема 4. Социальная сфера (7 ч)

28
Социальная структура общества. 
1
учебник, схемы

29
Социальный конфликт, пу­ти его разрешения
1
учебник, схемы

30
Социальный статус и социальная роль
1
Мультимедиа, схемы

31
От­ношения между поколениями.
1
учебник, схемы

32
Этнические группы
1
учебник, схемы

33
Отклоняющееся поведение
1
учебник, схемы

34
Повторительно-обобщающий урок по теме Социальная сфера
1
учебник, схемы

35
Обобщение изученного материала и контроль Итоговое тестирование. Резерв учебного времени
1
учебник, схемы












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 кл
Тема урока
дата
Информационно-методическое обеспечение
Требования к уровню подготовки
Повторение
Основной вид дея-ти
Подготовка к      ГИА
                                                                                                           Введение (1ч)
1
 Вводный урок

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9 класс       вопросы задания
Знание терминов за курс 8 класса, формирование общих представлений об обществознании. Знакомство с учебником
Содержание курса за 8 кл
Групповая работа

Политика (10ч)
2
Политика и власть

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 1         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Особенности политики; роль политики в жизни общества; роль СМИ и политика.
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Основные сферы жизни общества
Групповая работа

3
Государство.

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9 класс § 2         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
История возникновения гос-ва, признаки гос-ва, формы гос-ва, понятие о гражданстве
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Гос-ва в древности.
Типы государственного устройства
Групповая работа

4
Политические режимы

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9 класс § 3        вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Виды  и особенности политических  режимов
Продуктивный уровень:
Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Групповая работа индивид работа
Отработка заданий части 1
5
Правовое государство

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 4         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти»  Признаки правового гос-ва
Продуктивный уровень
Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Политическая власть
Групповая работа

6
Правовое государство


Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 4         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Характеризовать основные понятия. Объяснять, почему важно знать, в чьих руках находится власть в государстве. Называть теории права, факторы возникновения государства. Раскрыть смысл определений понятия «государство».
Продуктивный уровень
Доказывать свою точку зрения. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства . Составить  схему «Ценности государства»,


Отработка заданий части 1
7
Гражданское общество и государство

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 5         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление
Продуктивный уровень
Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества.
Условия  формирования  гражданского государства.  Составить таблицу «Этапы формирования гражданского общества»,
Понятие гражданина
Групповая работа

8
Участие граждан в политической жизни

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 6         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Права и обязанности граждан
Групповая работа
Отработка заданий части 1
9
Политические партии и движения

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 7         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Общественно-политические движения;
Политические партии, различия партий и движений
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
История возникновения политических партий и движений
Групповая работа

10
Политические партии и движения

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 7         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Общественно-политические движения;
Политические партии России на данный момент
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, высказывать собственную точку зрения по программе политических партий России

Индивидуальная работа
Отработка заданий части 2
11
Контрольная
работа по теме «Политика»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Политика»

Групповая работа
Отработка части 2
Право (21ч)
12
Право и его роль в жизни общества и государства.

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 8         вопросы задания
Репродуктивный уровень: понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Отрасли права
Продуктивный уровень:
Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать  естественное право. Аргументировать свою точку зрения
История развития права в России
Групповая работа
Отработка заданий части 2
13
Правоотношения и субъекты права

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 9       вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений
Продуктивный уровень
Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Социальные отношения
Групповая работа

14
Правонарушения и юридическая ответственность

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 1 0        вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Признаки  и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Групповая работа

15
Правоохранительные органы

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 11         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Структура правоохранительных органов; принципы правосудия
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Групповая работа
Отработка заданий части 2
16
Конституция РФ. Основы конституционного строя   РФ

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 12        вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация  прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания
Продуктивный уровень
Появление первых конституций в мире(США, Франция)
Групповая работа

17
Конституция РФ. Основы конституционного строя   РФ

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 13         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Знать, что конституция:
- обладает высшей юридической силой;
- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина; - базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.  Продуктивный уровень Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом  высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать текст. Определять различия между гражданином и обывателем

Групповая работа
Отработка заданий части 2
18
Как  решить проблему коррупции. Законодательная власть.

Лекция учителя
Репродуктивный уровень:
Понятие о коррупции, ФЗ по теме
Продуктивный уровень
формированию антикоррупционного мировоззрения

Групповая работа

19
Права и свободы человека и гражданина

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 14         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Права человека, история развития прав человека; общечеловеческие правовые документы; права ребенка
Продуктивный уровень
Юридические гарантии и система защиты прав человека

Групповая работа

20
Права и свободы человека и гражданина

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 15        вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Знать основные понятия по теме
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Групповая работа
Отработка заданий части 2
21
Гражданские правоотношения

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 16         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних, защита прав потребителя
Продуктивный уровень
Особенности гражданских правоотношений; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Групповая работа

22
Право на труд. Трудовые правоотношения

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 17         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель.
Продуктивный  уровень
Решать  практические   задачи  по трудовым правоотношениям ( работа с трудовым кодексом)

Групповая работа
Отработка заданий части 3
23
Семейные правоотношения

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 18        вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы  счастливого детства. Права и обязанности супругов.  Имущественные отношения супругов
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Групповая работа

24
Административные правоотношения

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 19         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Групповая работа
Отработка заданий части 3
25
Уголовно-правовые отношения

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 20         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних
Продуктивный уровень

Групповая работа

26
Уголовно-правовые отношения

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 20         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних
Продуктивный уровень
Различать основания для привлечения к уголовной ответственности. Решать учебные  ситуационные  задачи. Анкета по отношению к коррупции в РФ.
Признаки правонарушенийюридическая ответственность
Групповая работа
Отработка заданий части 3
27
Социальные права

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 21         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Социальные права. Конституция РФ. Право на социальное обеспечение.
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять  свою точку  зрения
Социальная мфера общества
Групповая работа
Отработка заданий части 3
28
Международно-правовая защита жертв международных конфликтов.
Сам/ раб. по теме «Права и свободы»

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 22         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права.  Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История создания  и функции  ООН.
Продуктивный уровень
 Особенности и  значение международного права

Групповая работа
Отработка заданий части 3
29
Международно-правовая защита жертв международных конфликтов.
Анализ сам/раб

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 22         вопросы задания
записи
Репродуктивный уровень:
Знать основные положения урока.
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы.

Групповая работа
Отработка заданий части 3
30
Всеобщая Декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 22         вопросы задания
записи
Репродуктивный уровень:
История возникновения Конвенции и Декларации, основные положения
Продуктивный уровень
Уметь анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы. Сравнивать положения международных документов по правам человека


Заполнение бланка 1
31
Правовое регулирование отношений в сфере образования

Учебник «Обществознание» Боголюбов Л.Н.      9класс § 8-23         вопросы задания
Репродуктивный уровень:
Закон РФ «Об образовании»,. Конституция РФ о праве на образование.
Как гос-во гарантирует право на образование
Продуктивный уровень
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Умение работать с текстом  учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал
Основные элементы системы образования в России
Групповая работа
Заполнение бланка 1
32
Контрольная
работа по теме «Право»

Обобщение и систематизация знаний по теме «Право»


Отработка части 3
Итоговое   повторение (2ч)
33
Итоговая работа по курсу обществознание 
в 9 кл

Обобщение и систематизация знаний по  курсу обществознания за 9 класс


Отработка заданий части 1,2,3
34
Итоговый урок

Обобщение и систематизация знаний

Групповая работа
















Список литературы:
(для учителя и учеников)
1.      Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочие тетради по курсу  «Обществознание»: 6,7,8,9  кл.— М., 2009.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.— М., 1998.
2.      Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— 2-е изд.— М., 2009.
3.      Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2009.
4.      Обществознание: учебн. для  8—9 кл. /Под ред. Л. Н. Боголюбоаа.— 13-е изд.— М., 2008.
5.      Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н.
6.      Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002.
7.      Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / Под ред. Л. Н.
8.      Боголюбова.— М., 2002.
9.      Боголюбов.— М., 2000.
10.  Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. — М., 1985. — Ч. 2, 3.
11.  Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей / В. В. Богданов, С. Н. Попова. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.
12.  Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России / А. И. Боханов. — М., 1989.
13.  Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М.,1997.
14.  Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. — М., 1977.
15.  Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. / О. В. Кишенкова. — М., 1997.
16.  Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. —М.:Просвещение, 1986.
17.  Кротов В. Г. Государство чувств: ориентирование во внутреннем мире / В. Г. Кротов. — М., 1997.
18.  Лакиер А. Б. Русская геральдика / А. Б. Лакиер. — М., 1990.
19.  Маркуша А. М. Книга для сыновей и пап / А. М. Маркуша. — М.: Педагогика, 1990.
20.  Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! / В. Д. Пекелис. — М., 1975. — Гл. Твои способности в твоей власти. — С. 41—113.
21.  Протасевич Т. А. Начала экономики: учеб.-метод. пособие для учителя / Т. А. Протасевич. — М., 2001.
22.  Рассказы русских летописей XII—XIV вв. / под ред. Д. С. Лихачева. — М.: Русское слово, 2000; Домострой. —М.: Сов. Россия, 1990; История России. — М.: Аванта +, 1996, и др.
23.  Саплина Е. В. Путешествие в историю / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. — М.,1999. — Разд. Фигуры на гербе.
24.  Симоненко В. Д. Семейная экономика / В. Д. Симоненко, О. И. Шелепина. — М., 2000. — Гл. 1, 2.
25.  Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни / Ди Снайдер. — М., 2001. — Ч. 2.
26.  Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике / В. А. Сухомлинский. — М., 1990. — Разд. Гармония труда, счастья и долга.
27.  Что такое. Кто такой. В 3 т. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
28.  Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых / И. Т. Шведова. — М., 1992. — Вып. 1. Экономика.

29.  Я познаю мир: Психология / Е. В. Селезнева. — М., 2001.

Комментариев нет:

Отправить комментарий