Жизнь — не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Рабочая программа по истории ФГОС 5 класс

Кому нужна версия в Word, ссылка

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования город Ирбит
«Средняя общеобразовательная школа № 10 »


Утверждаю
Директор МАОУ «Школа №10»

 _______________ Ислентьева Е.В.
                       
Приказ № ______
От «______ » ___________ 2014г.                     Согласовано
на МС школы
Протокол №_____

от «____»____________2014г.
Руководитель МС
_____________ Шевченко Т.Н.
Рассмотрено
на МО учителей  гуманитарных дисциплин
Протокол № ___
от «___» ______________2014г.
Руководитель МО
____________ Спицына О.Г.
               








Рабочая учебная программа по

______________________истории______________________________
(наименование учебного предмета \ курса)
_________________________________5 класс__________________________________
(ступень образования  \ класс)
__________________________2014 – 2015 учебный год___________________________
(срок реализации программы)
 
 Составлена на основе авторской программы основного  общего образования  по истории авторы-составители А. А. Вигасин, Г. И. Годер.
                                                                                                             (наименование программы)

Программу составил   ___Юдин Иван Вячеславович_________________________________                    
                                                                                        (Ф.И.О. учителя, составившего  рабочую учебную программу)












г. Ирбит
2014 г.

Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по истории составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 –ФЗ  «Об образовании в Российской федера-ции» (ст.2, п.п.9,10);
ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п.18.2.2);
Учебный план МАОУ «Школа № 10» на 2014/15 учебный год;
Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год, приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года, №253;
Примерной авторской программы основного  общего образования,  А. А. Вигасин, Г. И. Годер. по истории за 2004 г;
Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвеще-ние, 2011;
Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - Наталья Шевченко, Алексей Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011;

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Всеобщая история» (курс «Древний мир»), для учащихся 5-х классов составлена на основе Примерной программы по учебному предме-ту «История» и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы, год издания программы 2011 г.
Цель изучения предмета, «Всеобщая история» (курс «Древний мир») - освоение зна-чимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в част-ности, а также их места в истории мировой цивилизации. Основной направленностью про-граммы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по ис-тории Древнего мира.
Задачи изучения предмета, «Всеобщая история» (курс «Древний мир»).
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономиче-ской, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «Всеобщая история»;
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступ-ков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овла-девать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политиче-ском устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понима-ния сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в усло-виях современного поликультурного общества.
      Программа рассчитана на 70 часов в год, из расчета 2 часа в неделю, в том числе на практическую работу отводится 4  часа, на контрольные и зачетные уроки 5 часов.
      Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний, форми-рование базовых компетентностей и УУД, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися ООП. В  программу включены все темы, предусмотренные примерной программой учебного курса.
Общая характеристика предмета «Всеобщая история» (курс «Древний мир»)
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обуслов-ленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уваже-ния ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важ-ным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития от-дельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса
по истории 5 класса
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, миро-воззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в со-циуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и ре-лигиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способ-ность к определению своей по¬зиции и ответственному поведению в современном об-ществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учеб-ную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повсе-дневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональ-ной сфере и социуме.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как не-обходимой основы для миро¬понимания и познания современного общества, истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы истори-ческого анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и со-временных источников, раскры¬вая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения историче-ских и культурных памятников своей страны и мира.

Требование к уровню подготовки
К важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

 1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, опериро-вать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших истори-ческих событий.

3. Работа с историческими источниками:
• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местопо-ложение историко-географических объектов;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):
• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. со-ставлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.
5. Анализ, объяснение:
• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выраже-ний;
• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;
• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:
• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми .
Контроль уровня обучения
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточ-ный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента госу-дарственного образовательного стандарта общего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоя-тельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминоло-гический диктант, тестовая работа, рабата с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведе-ния урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. рабо-ту выставляется в классный журнал к следующему уроку.

 Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов. Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в фор-ме тестирования, работы с документами).

Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым кален-дарным учебным графиком.

 Критерии оценивания.

Критерии
5 (ОТЛ.)
4 (ХОР.)
3 (УД.)
2 (НЕУД.)
1. Организа-ция ответа (введение, основная часть, заклю-чение) Удачное использо-вание правильной структуры ответа (введение - основ-ная часть - заклю-чение); определе-ние темы; оратор-ское искусство (умение говорить) Использование струк-туры ответа, но не всегда удачное; опре-деление темы; в ходе изложения встречают-ся паузы, неудачно построенные предло-жения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудач-ное определение темы или её определение после на-водящих вопросов; сбив-чивый рассказ, незакон-ченные предложения и фразы, постоянная необ-ходимость в помощи учи-теля Неумение сформулиро-вать вводную часть и выводы; не может опре-делить даже с помощью учителя, рассказ распа-дается на отдельные фрагменты или фразы
2. Умение анализировать и делать вы-воды Выводы опираются не основные факты и являются обосно-ванными; грамот-ное сопоставление фактов, понимание ключевой пробле-мы и её элементов; способность зада-вать разъясняющие вопросы; понима-ние противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопос-тавляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не все-гда понимается глубо-ко; не все вопросы удачны; не все проти-воречия выделяются Упускаются важные фак-ты и многие выводы не-правильны; факты сопос-тавляются редко, многие из них не относятся к про-блеме; ошибки в выделе-нии ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помо-щью учителя; противоре-чия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, вы-воды не делаются; факты не соответствуют рас-сматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить клю-чевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоре-чий
3. Иллюстра-ция своих мыслей Теоретические по-ложения подкреп-ляются соответст-вующими фактами Теоретические поло-жения не всегда под-крепляются соответст-вующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкре-пление не соответствуют друг другу Смешивается теоретиче-ский и фактический ма-териал, между ними нет соответствия
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фак-тические ошибки; детали подразделя-ются на значитель-ные и незначитель-ные, идентифици-руются как правдо-подобные, вымыш-ленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некото-рых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводят-ся, но не анализируются; факты не всегда отделя-ются от мнений, но уча-щийся понимает разницу между ними Незнание фактов и дета-лей, неумение анализи-ровать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мне-ния смешиваются и нет понимания их разницы
5. Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и опреде-ляются наиболее важные; чётко и полно определяют-ся, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступ-ное описание Нет разделения на важные и второстепенные поня-тия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто непра-вильно или непонятно Неумение выделить по-нятия, нет определений понятий; не могут опи-сать или не понимают собственного описания
6. Причинно-следственные связи Умение переходить от частного к об-щему или от общего к частному; чёткая последователь-ность Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в после-довательности Не может провести при-чинно-следственные свя-зи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последова-тельности





Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не вла-дение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе вы-полнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
40-59% - удовлетворительно «3»;
менее 40% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявле-нием гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на допол-нительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с ин-формацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды дей-ствий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразователь-ных учреждений. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под редакцией академика РАН А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2014;
Набор школьных карт по истории Древнего мира.
Атлас с контурными картами по истории Древнего мира.
Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.
Брандт М.Ю. Тесты. История древнего мира. 5 класс – М.: Дрофа, 2005

1. Ученическая доска;
2. Аудиоколонки;
3. Видеопроектор;
4. Компьютер;
5. Экран;













Содержание учебного предмета
Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древ-ние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счё-та времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением хри-стианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Пред-ставление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.

РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое от-крытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение про-мысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение со-обща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разум-ный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загад-ки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Пред-ставление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении произво-дящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы ранне-го земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управ-ление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в об-щине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине зем-ледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и ското-водства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Тема 3. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разли-вы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадь-бе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направ¬ления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внут-реннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фарао-нов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изо-бражения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Осо-бенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материа-ла и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, станов¬ление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шу-мерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культо-вые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область зна-ний и полномочий жрецов. Жрецыучёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы II сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хам-мурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организа-ция жизни, занятия и быт древ¬нееврейских общин. Библия как история в преданиях еврей-ских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древне¬еврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия ис-пользования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирий-ское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирий-ское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологиче-ские свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индии и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение зе-мель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди при-роды: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам: Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных вои-нов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возник-новение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая доброде-тель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Ки-тайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завое-вательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследни-ков Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура велика-нов». Каменные Львиные воро¬та. Обдик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвра-щение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов . Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение полисов — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Ат-тики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоева-ние спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и боль-шинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управ-ление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колони-зация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отно-шения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — го-род, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атле-ты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. На-грады победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспита-тельная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза по-рабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафон-ской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клят-ва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании во-енного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократий.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афи-ны. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно-фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афи-нян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театраль-ные актёры. Театральные пред¬ставления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспита-тельная роль театральных пред-> ставлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в VB. ДО Н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междо-усобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Фи-липпе. Стремление Филиппа под¬чинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плу-тарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македон-цев и греков в Азию. Первые победы: Река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. По-ход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Склады-вание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македон-ского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупней-ший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евк-лид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этру¬ски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — пер-вый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты И Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно вы-бираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установле-ние господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливии о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Запад-ном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. За-хват Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Втор-жение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Кан-нах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганниба-лом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Рим-ского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Пора-жение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабст-ва. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земле-дельцев Италии. Потеря имуще¬ства бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпей. Возвышение Цезаря. Красе, Помпей и Цезарь. За-воевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и! Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачные попытки императоров расширить римские владения. Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди.
Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избран-ника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между хол-j мами. Обустройство по-вседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и  падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императо-ра. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Ос-нование Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных го-сударства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Учебно-тематический план

Наименование раздела и тем Кол. час. Кален-дарные сроки Характеристика УУД Приме-чание



личностные метапредметные предметные


1 Введение.
Что изучает наука ис-тория.
Источники историче-ских знаний. 1ч. Устанавливать связь  между целью    учебной деятельности    и ее мотивом. Самостоятельно анализиро-вать условия достижения    цели на   основе   учета выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале. Участвовать   в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Раскрывать значение терминов история,  век, исторический источник.
Раздел I. Жизнь первобытных людей  6 ч
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники. 3 ч
2 Древнейшие люди. Историческая карта. 1 Изображать      в рисунке собственное представление о первобытном человеке   и   его образе жизни. Показывать        на карте            места расселения древней-ших людей. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека,    его приспособление  к природе.
Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, соби-рательство.
3 Родовые общины охотников и собирателей. Знать своих предков – знать историю. 1 Знание  о  своей этниче-ской принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Разрабатывать сценарии охоты на крупного      зверя.
Выделять признаки  родовой общины. Называть и охарактеризовать на истори-ческой карте  и  в мультимедиа ресурсах Географию расселения первобытных людей. Исследовать новые изобретения человека  для охоты. Характеризова ть  новые способы охоты.


4 Возникновение искус-ства и религии. Археология – по-мощница истории. 1 Освоение общемирового культурного наследия. Охарактеризовать первобыт-ные верования людей. Рассказать  о наскальной живописи, версиях        её происхождени я.   Работать   с текстом учебника   по заданиям учителя   в малых группах Объяс-нить, как учёные разгады-вают за-гадки.



Тема 2. Первобыт-ные    земледельцы    и скотоводы. 2 ч личностные метапредметные предметные

5 Возникновение земле-делия и скотоводства. 1 Уважение         к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация      в системе моральных норм и ценностей. Охарактеризовать изменения           в социально-хозяйственной жизни    людей    с появлени-ем земледелия и ско-товодства. Обозначить последствия появления гончарного          и ткацкого ремёсел в жизни      общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека. Рассказать     о переходе      от собирательства к   мотыжному земледелию. Выделить  и прокомментировать промыслы (лесные)   и освоенные древним человеком ремёсла Исследовать географию районов   пер¬вичного земледелия  на исторической карте. Схематически изобразить   и прокомментиров ать    управление родовой общиной   и племенем.
6 Появление неравенст-ва и знати. 1 Ориентация      в особен-ностях социальных от-ношений и взаимодейст-вий, Находить на карте  районы,            где предположительно появилась металлургия. Установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. Выделять       и сравнивать признаки родовой         и соседской общин. Раскрывать смысл   понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг металлургия, плужное земледелие, соседская община,   вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине             с выделением в ней знати.,
7 Повторение по теме «Жизнь первобытных людей» Как работать с учебным материалом по истории. 1 Решать проблемные      и развивающие задачи с использованием мульти-медиа ресурсов. Осуществлять познаватель-ную рефлексию в отношении действий по решению учеб-ных и   познавательных задач. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. Осуществлять выбор  наиболее эффективных способов решения    задач, обобщать понятия, создавать  и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы  на основе аргументации.
Тема 3. Счёт лет в истории. 1ч.
8 Измерение времени по годам. 1 Решать исторические задачи  и проблемные ситуации на счёт време-ни. Уметь  определять историческое время по    ленте времени. Понимать относительнос ть   мнений   и подходов   к решению проблемы. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
Раздел II. Древний Восток. 20ч.

Тема 4. Древний Египет. 8ч. личностные метапредметные предметные

9 Государство на бере-гах Нила. 1 Самостоятельно подготовить тематическое сооб-щение  к уроку по выбо-ру. Устанавливать причинно-следственные связи  природы  и занятий древних египтян. Характеризовать местоположен ие государства с   помощью исторической карты  и    её легенды. Раскрывать значение понятий  и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.
10 Как жили земледельцы и ремесленники. Наука о народах и наука о прошлом. 1 Экологическое сознание. Оценивать достижения куль-туры. Находить   и группировать информацию по данной теме из  текстов учебника, дополни-тельны х источников к параграфу, дополни-тельно й   литературы, электронных изданий.
Комментировать понятия: вельможи, писцы,    налоги, шадуф,  и самостоятельно формулировать их.
11 Жизнь египетского вельможи. 1 Ориентация  в особенно-стях   и ценностей и их иерархизации. отноше-ний       и взаимодействий, в  сис-теме моральных норм. Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. Учиться работать        в малой    группе над        общим заданием. Выделять главное в части параграфа,  во всём   параграфе. Выделять    клю¬чевые  понятия, которые раскрывают тему урока.
12 Военные походы фа-раонов. 1 Подготовить сообщение        о военных походах Тут-моса III. Анализировать завоевание египтян  и  давать им
соответствующую оценку. Работать  с картой в малых группах   по единому заданию. Исполнять роль в соответ-ствии  со своеобразием исторического персонажа   в инсценировке. Показывать на карте территорию и центры  древнеегипетского государства и территории походов фараонов.
13 Религия древних егип-тян. 1 Творчески раз-рабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. Характеризовать религию   древних египтян. Устанавливать связи     между пантеоном богов             и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов   в древнеегипетском обществе.
14 Искусство древних египтян. 1 Освоение общекультур-ного  наследия древних египтян. Описывать предметы материальной культуры  и произведения древнеегипетского ис-кусства, высказывать сужде-ния об   их художественных достоинствах. Рассказывать       о внутреннем устройстве
пирамиды. Искать в сети Интернет информацию о находках археологов     в гробницах древне-еги¬петских фараонов.
Подготовить презентации     в Power   Point   по самостоятельно выбранной  теме (со-вместно  с родителями).
15 Письменность и знания древних египтян. 1 Составлять короткое сообщение        о древне¬египетских иерог-лифах. Осуществлять познаватель-ную рефлексию. Осуществлять поиск информации  в Интернете о процессе изго¬товления папируса. Характеризовать знания из разных областей     наук, известные древним египтя-нам.
16 Повторение по теме «Древний Египет» Географические названия - свидетели прошлого. 1 Понимание культурного многообразия мира,   уважение к  культуре других народов. Анализировать достижения         в земледелии. Сравнивать образ  жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Составлять шарады, кроссворды  и выполнять к ним задания (индивидуально и   в сотрудничестве с соседом  по парте).
Тема 5. Западная Азия в древности 7ч. личностные метапредметные предметные

17 Древнее Двуречье. 1 Экологическое сознание, признание высокой ценности  жизни во  всех проявлениях жизни. Характеризовать природно-климатические условия   Древнего Двуречья. Использовать электронное издание  с целью
виртуального путешествия по музею. Прокомментиро¬вать письменность Двуречья и выделить  её особенные признаки.
18 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. 1 Ориентация      в системе моральных норм Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены  и ценностей и их иерархиза-ции. Уважение к личности   и   ее достоинствам, доброжелательн ое отношение к окружающим. Работа     в группах       по изучению  законов
вавилонского царя Хаммурапи  с дальнейшим
объяснением их значения как законы богов.
параграфа, раскрывающие его  суть. Характеризовать свод   законов Хаммурапи.
Выделять основные понятия.
19 Финикийские море-плаватели 1 Формировать уважение   к истории  других наро-дов, культурным  и историческим памят-никам. Использовать историческую карту,   определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Подготавливать     короткое сообщение  о достижениях финикийских ремесленников
Рассказывать    с помощью  карты о  место-положении Финикии   и занятиях  её жителей
20 Библейские сказания. 1 Формировать уважение          к истории   других наро-дов, культурным  и историческим памят-никам. Изучать по карте и тексту     учебника территорию рассе-ления древнееврейских
племен. Проводить аналогию  и устанавливать како-му народу Бог дал такие же законы, как и  древним евреям.  Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и племенами

21 Древнееврейское цар-ство. 1 Формировать уважение          к истории   других наро-дов, культурным  и историческим памят-никам. Дать оценку поступков Давиду и Самсону Выделять  в дополнительном     тексте к параграфу главное   и второстепенно е    (ра-бота    в группах) Уметь обобщать информацию    и делать выводы о том,   каким представляли своего  царя иудеи
22 Ассирийская держава. 1 формировать отрицательное от-ношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. Уметь самостоятельно нахо-дить  аргументы  к крылатой   фразе «Рукописи  не горят» Работать  в малых группах по дифференцированным заданиям   на понимание     и осмысление нового материала
Определять причины падения Ассирийской
Державы.
23 Персидская держава «царя царей». 1 Составить  свое личное
отношение  к изучае-мым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях Работать   с исторической картой  и дополнительным  источниками  по вопросу расширения территории дер-жавы. Систематизировать    учебную информацию о достижениях персидских царей.
Установить причины возникновения Персид-ской державы
Тема 6. Индия и Ки-тай в древности 4 ч. личностные метапредметные предметные

24 Природа и люди Древней Индии. 1 Формировать уважение          к истории    Индии куль-турным      и историче-ским памятникам индий-ского народа Показывать на карте основ-ные географические объекты   Древней Индии Выяснить, каких животных почитали индийцы        и почему ( работа в группах)
Выделять ключевые понятия, характеризующие       индийскую историю и культуру
25 Индийские касты. 1 Формировать уважение          к истории    Индии куль-турным      и историче-ским памятникам индий-ского народа Дать собственную оценку буддисткой религии; состав-лять простой          план пунктов параграфа по плану Подготовить сообщение     о жизни Будды
Доказывать,  что брахманы         – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма    и буддизма
26 Чему учил китайский мудрец Конфуций. 1 Формировать уважение          к истории     Китая куль-турным и историческим памятникам китайского народа Работать            по специально разработанным рабочим картам в соответствии       с регламен-том Вести поиск по карте             и комментировать местоположение Китая Определять  и
формировать особенности
китайской религии
27 Первый властелин единого Китая. 1 Формировать уважение   к истории   Китая куль-турным  и историческим памятникам китайского народа Дать собственную оценку своеобразию древней китай-ской цивилизации Составлять кроссворды по тематике урока
Рассказывать  об отношениях Китая  с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены
28 Повторение по теме    «Вклад народов Древ-него Востока в миро-вую историю и культуру» Формировать уважение          к другим  народам и   принятие   их культуры, называть традиций   и обычаев Перечислять наиболее известные сооружения,  материалы       для письма  в  Египте, Индии, Китае Выполнять задания  на понимание, осмысление изученного. Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек  и Интернета.

Раздел III. Древняя Греция.  21 ч
Тема 7. Древнейшая Греция. 5ч. личностные метапредметные предметные

29 Греки и критяне. 1 Формировать уважение          к истории древней Гре-ции культурным и исто-рическим памятникам греческого народа. Работать с картой, заданиями рабочей тетради Рассказывать миф о Дедале и Икаре  и выяв-лять его нравственный контекст  (работа            в группах) Называть отличительные признаки
критской культуры
30 Микены и Троя. 1 Определить вклад микенской культуры  в развитие греческой цивилизации Показывать по карте местоположение Микен Работать в малых группах по  дифференцированным заданиям, на ленте  времени обозначать разные события и даты. Выделять различия  между микенской и критской культурой.
31 Поэма Гомера «Илиа-да». 1 Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам нтичной литературы, греческой цивилизации. Характеризовать образы   основных героев «Илиады» Принимать участие в ролевой игре. Раскрывать кратко суть поэмы Гомера
32 Поэма Гомера «Одис-сея». 1 Воспитывать уважитель-ное   и бережное отношение  ко всей   античной литературе на примере   поэмы Гомера «Одиссея» Последовательно рассказы-вать  о всех приключениях Одиссея   и составить план его путешествия. В  группах соотносить   с картой   путь Одиссея домой,  в Итаку, выделяя основные вехи пути   Одиссея домой. Читать текст, выделяя основные понятия, определения  и события
33 Религия древних гре-ков. 1 Дать  оценку влияния греческой мифологии      на культуру античного мира, средневековья, нового  и новейшего времени. Давать нравственную оценку героическим поступкам  героям древних  мифов (работа в группах) Выполнять задания        по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»
Объяснять связь с явлениями природы  и греческими богами
Тема   8.   Полисы   Греции и их  борьба   с персидским наше-ствием. личностные метапредметные предметные

34 Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. 1 Сформировать личност-ное отношение учащихся          к событиям, происходя-щим в Древней Греции Дать собственную оценку        борьбе земледельцев Аттики               за собственное благополу-чие      и нормальную жизнь Перечислять преимущества греческого алфавита  по сравнению с финикийским (работа в группах). Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество          в целом
35 Зарождение демокра-тии в Афинах. 1 Выразить свое собствен-ное отношение  к демо-кратическим  процес-сам, происходящим в древней Греции Дать собственную оценку поступкам Солона Вести диалог с товарищем   по заданию, предложенному учителем. Показывать  на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни  основной массы населения.
36 Древняя Спарта. 1 Определять роль дисциплины  в воспитании  и обучении спартанцев, определять  свое отношение к спартанскому воспита-нию Показывать на карте распо-ложение Спарты Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты
37 Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. 1 Осознавать принадлеж-ность греков к единой культуре Описывать    места возникновения греческих колоний,
используя легенду карты Составлять план «Причины переселения гре-ков» Объяснять причины           и значение возникновения колоний
38 Олимпийские игры в древности. 1 Пробудить желание
заняться   каким-либо          видом спорта, осознавать по-ложительное влияние   спорта на человека. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр
С   опорой   на текст учебника составлять рассказ  от имени участника  или зрителя значение Олимпийских игр  в жизни Греции.

39 Победа греков над персами в Марафонской битве. 1 Понимать причины ге-роических усилий     греков отстоять независимость своего государства Описывать ход боевых действий между персами и греками Делать выводы о  значении победы греков в Марафонской битве. Объяснять причины победы греков в Марафонской битве
40 Нашествие персидских войск на Элладу. 1 Описывать чувства человека-защитника сво-его государства Составлять рассказ об од-ном      из сражений греков с персами от имени участника сражения Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства
Тема 9. Возвышение    Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии. 5ч. личностные метапредметные предметные

41 В гаванях афинского порта Пирей. 1 Высказывать собственное
мнение о понятии «гражданин», «гражданский
поступок» Устно    описывать торговый        порт Афин Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа
Делать выводы о роли    Афин    в истории Древней Греции
42 В городе богини Афи-ны 1 Объяснять за что афиняне любили свой  город, какими постройками и статуями гордились Объяснять  в чем состоит   вклад древнегреческогообщества  в мировое культурное
наследие Описывать произведения древнегреческой архитектуры. Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей
43 В афинских школах и гимнасиях. 1 Описывать собственные представления о важно-сти образования Описывать особенности древнегреческого воспи-тания Сравнивать воспитание    в Афинах         и Спарте. Рассказывать    о развитии наук и образовании  в Древней Греции
44 В театре Диониса. 1 Высказывать суждения о роли театра  в  жизни греков Объяснять отличия   траге-дий и комедий Сравнивать современный  и древнегреческий театр. Рассказывать оразвитии древнегреческого тетра
45 Афинская демократия при Перикле. 1 Объяснять значение уча-стия граждан   в управлении государст-вом Рассказывать об особенно-стях развития демократии      при Перикле Сравнивать различия в управлении    в Афи-нах    и  в Древнем Египте. Характеризовать афинскую демократию при Перикле
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. личностные метапредметные предметные

46 Города Эллады подчиняются Македонии 1 Описывать значение по-тери Грецией независи-мости Показывать на карте  места сражений Характеризовать македонское войско
Объяснять причины подчинения городов  Эллады Македонии
47 Поход Александра Македонского на Восток 1 Рассказывать    о важно-сти личных качеств для   достижения поставлен-ных целей Показывать   на карте направления походов   и территорию
державы Александра Маке-донского Составлять исторический порт-рет(характеристика) Александра Македонского
Объяснять причины гибели Персидского цар-ства и образование державы Александра Македонского.
48 В Александрии Еги-петской. 1 Описывать значение распространения греческой
культуры  в странах
Древнего Востока Определять сходство  и раз-личие  между Александрий-ским музеем и музеями наших дней. Составлять рассказ-описание города Александрия. Объяснять причины распада державы Александра Македонского
49 Повторение по теме «Древняя Греция» Формировать уважение          к истории древней Гре-ции культурным и исто-рическим памятникам греческого народа Планирование последовательности действий Называть самое известное в древней Греции:     имя поэта, название храма,  место сражения.
Объяснять значение понятий: демократия, стратег,   оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
Раздел IV. Древний Рим. 18 ч.
Тема 11. Рим: от его возникновения до уста-новления господства над Италией. личностные метапредметные предметные

50 Древнейший Рим. 1 Формирование готовно-сти   и способности обу-чающихся   к саморазви-тию  и самообразованию Планирование последовательности действий Участие  в обсуждении проблем   и сотрудничеств о со сверстниками. Сравнивать природные условия   Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия
51 Завоевание Римом Италии. 1 Формирование мотива-ции  к обучению  и по-знанию Планирование последовательности действий Организация и планирование работы  в груп-пе Исследовать   по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику   и причины  её возникновения.
52 Устройство Римской республики. 1 Формирование активной позиции  в учебной дея-тельности Организация самоконтроля      и самооценивания Овладение средствами решения коммуникативных задач. Сравнивать устройство римской
республики    с греческим полисом
Тема    12.    Рим    –    сильнейшая    держа-ва Средиземноморья. личностные метапредметные предметные

53 Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. 1 Характеризовать цели и поступки Ганибала Способность сознательно организовывать   и регулировать свою деятель-ность Анализировать ответы одноклассников
Называть причины  и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.
54 Установление господ-ства Рима во всем Восточном Средиземноморье. 1 Формирование осознан-ного, уважительного   и доброжелательного   отношения   к другому человеку,   его мнению, мировоззрению, культуре,   языку, вере. Способность сознательно организовывать   и регулировать свою деятельность.
  Работать  с картой  в процессе изучения событий. Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме.
55 Рабство в Древнем Риме. 1 Формирование осознан-ного, уважительного   и доброжелательного   отношения   к другому человеку,   его мнению, мировоззрению, культуре,   языку, вере. Составление плана и последовательности действий Определение цели, функций участников    и способы взаимодействия в группах. Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учеб-ника.
Тема 13. Гражданские войны в Риме. личностные метапредметные предметные

56 Земельный закон братьев Гракхов. 1 Оценивать поступки братьев Гракхов во  благо  менее защищённых римлян Умение создавать, применять           и преобразовывать знаки и символы, модели   и   схемы для  решения учебных              и познавательных задач Умение  с достаточной полнотой   и точно-стью выражать свои мысли  в соответствии с задачами    и условиями. Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки  и интересы различных групп
57 Восстание Спартака. 1 Давать характеристику событиям   и   их участ-никам. Познакомить    с героической личностью Спартака Участие  в коллективном проекте  темы: «Поход Спартака в Альпы»,    «Красс против Спартака» Составлять рассказ от имени Спартака, Крас-са. Участвовать   в ролевых играх.
Понимание причин   начала восстания Спартака   и причин   его поражения
58 Единовластие Цезаря. 1 Анализировать действия           и поступки  Ю. Цезаря Умения составлять рассказ,       делать самостоятельные вы-воды Умение работать  в группе
Подвести учащихся    к пониманию характера власти установленной Цезарем в Риме.
59 Установление импе-рии. 1 Рассказывать о судьбах знаменитых римлян Умение самостоятельно
строить     рассказ, правильно
употреблять исторические
термины Организация и планирование работы  в груп-пе
Формирование умений работать с  историче-ской картой.
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 ч. личностные метапредметные предметные

60 Соседи Римской империи. 1 Формирование осознан-ного, уважительного   и доброжелательного   отношения   к другим народам Умение составлять простой план Обмениваться в    группе результатами поис-ка
Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка   и структурирование информации
61 Рим при императоре Нероне. 1 Развитие морального
сознания  и компетентности в  решении моральных проблем Планирование и организация деятельности Планирование учебных действий уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с             текстом учебника  и  его иллюстрациями, давать оценку государственному  деятелю Нерону.
62 Первые христиане и их учение. 1 Комментировать и         оценивать комплекс мо-ральных норм христиан Умение самостоятельно
строить   рассказ, правильно
употреблять исторические
термины Умение   с достаточной полнотой   и точно-стью выражать свои мысли  в соответствии с задачами  и условиями Формировать умения составлять рассказ, работать с   текстом учебника    и историческими документами.
63 Расцвет Римской им-перии во II в. 1 Ориентация в социаль-ных ролях  и межлично-стных отношениях Формирование умений рабо-тать с учебной  и дополни-тельной литературой, обоб-щать отдельные факты Умение слушать и вступать в диалог Постановка   и решение проблем. Самостоятельное
Создание способов решения  творческого характера.
64 «Вечный город» во времена империи и его жители. 1 Развитие эстетического
сознания Умения составлять рассказ,       делать самостоятельные вы-воды Анализировать ответы одноклассников. Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием  ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме
Тема 15. Разгром Ри-ма германцами и па-дение Западной Рим-ской империи. 2ч. личностные метапредметные предметные

65 Римская империя при Константине 1 Умение выражать  и от-стаивать свою позицию Осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё        подлежит усвоению. Умение слушать  и вступать  в диалог,
участвовать   в коллективном обсуждении
Выбор наиболее эффективных Способов решения задач в конкретных условиях.
66 Взятие Рима варвара-ми. 1 Оценивать поступки Го-нория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции об-щечеловеческ их ценно-стей. Организация самоконтроля      и самооценивания Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учите-лем
Умение структурировать знания,   строить речевые высказывания
67 Повторение по теме «Древний Рим» 1ч. Установление учащимися связи между  целью учебной деятельности  и её мо-тивом и ради чего   она осуществляется. Осознание учащимися качества и уровня усвоения Планирование учебных действий Рефлексия способов   и условий действия.
68 О прошлом рассказы-вают гербы. 1ч. Формирование уважения          к государственной сим-волике. Устанавливать целевые
приоритеты, уметь самостоятельно принимать решения              в проблемной ситуации. Планировать общие способы работы.
Давать определение науки геральдика.
69 Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. 1ч. Формирование граждан-ского патриотизма, чув-ства гордости за свою страну. Устанавливать целевые при-оритеты, уметь самостоятельно принимать решения в проблемной си-туации. Планировать общие способы работы. Учиты-вать разные мнения и  интересы  и обосновы-вать собственную позицию. Давать определе-ния понятиям по теме.

70 Итоговое повторение. 1ч. Установление учащимися связи между       целью учебной деятельности    и её    мотивом    и ради   чего   она осуществляется Осознание учащимися качества и уровня усвоения Планирование учебных действий. Рефлексия.













Рекомендуемая литература для учителя:

1. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории. М., 1996.
2. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
3. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993—1998. Т. 1—2.
4. Всемирная история, т. 1., М., 1955.
5. Всемирная история, т. 1. Каменный век. Минск, 1999.
6. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
7. Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстри-рованная энциклопедия. М., 1998.
8. Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.
9. Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.
10. иппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.
11. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999.
12. Грант М. Классическая Греция. М., 1998.
13. Иллюстрированная история религии. М., 1992.
14. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
15. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
16. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.
17. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
18. Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.
19. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
20. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.
21. Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.
22. Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Рекомендуемая литература для учеников

1. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
2. Егер О. Всемирная история. М., 1999. Т. 4.
3. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.



Ресурсы сети интернет для учителя:
1. Словарь мифов народов мира
Словарь мифов народов мира в алфавитном порядке.
http://www.edic.ru/myth

2. Mystery of the Maya: тайны индейцев майя
История майя: государство, города, социальный строй, религия, письменность, науки, ар-хитектура, скульптура, календарь. Хронология. Образ ягуара в искусстве майя. Майя сего-дня. Словарь терминов.
http://www.civilization.ca/civil/maya/mminteng.html

3. История Древней Индии
История Древней Индии: поселения, жители, хозяйственная жизнь, образование государства и кастовой системы. Религия и мифология Древней Индии. Буддизм. Философия Древней Индии.
http://www.asura.boom.ru/

4. Мифология мира
Легенды и мифы Древней Греции, Древнего Китая, Древней Индии и инков.
http://myths.kulichki.ru/

5. Скульптура Древней Греции
Скульптура Древней Греции VII-V вв. до н.э.: особенности развития, произведения искус-ства, известные скульпторы.
http://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml

6. В поисках легендарной Трои
История раскопок Трои Г. Шлиманом.
http://historic.ru/lostcivil/search/towns/st41.shtml

7. Библиотека царя Ашшурбанапала
История создания библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала, собранной в городе Ниневия.
http://historic.ru/lostcivil/search/as_town/st42.shtml

8. Законы и суд в Древнем Вавилоне
Текст для чтения из Детской энциклопедии. История законов вавилонского царя Хаммура-пи 1792-1750 гг. до н.э.
http://historic.ru/lostcivil/search/ba_lows/st43.shtml

9. Искусство Вавилона и Ассирии
Архитектура, скульптура городов Древнего Вавилона и Ассирии.
http://historic.ru/lostcivil/art/ba_as_/st45.shtml




Ресурсы сети интернет для учащихся:
.
1. The Ancient Egyptian Culture: культура Древнего Египта
История Древнего Египта: палеолит, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство, династии, соседние государства, хронология. Персоналии. Система управления. Организа-ция армии, боевая тактика. Религия. Мифология. Наука: астрология, медицина, письмен-ность, календарь. Искусство Древнего Египта. Социальная структура общества. Повсе-дневная жизнь египтян. Карты.
http://www.mnsu.edu/emuseum/prehistory/egypt/index.shtml

2. China: история Китая
История Китая по периодам: Древний Китай, ранний императорский период, классический императорский период, поздний императорский период. Династии. Религиозная ситуация. Карты. Хронология.
http://www.mnsu.edu/emuseum/prehistory/china/

3. Egypt and Art: культура и искусство Древнего Египта
Культура и искусство Древнего Египта. Мифология. Словарь мифологических терминов. Искусство мумификации. Письменность.
http://members.aol.com/egyptart/

4. The Fertile Crescent: история Древней Месопотамии
История Древней Месопотамии: Шумер (население, экономика, религия), Вавилон, Асси-рия, Персия. История халдеев.
http://www.mnsu.edu/emuseum/prehistory/middle_east/

5. Ancient Greek Civilization: древнегреческая цивилизация
История древнегреческой цивилизации: крито-микенский период, архаика, расцвет. Жизнь в греческих городах. Медицина древних греков. Эгейские цивилизации: амазонки, ионийцы, дорийцы, финикийцы. Геродот. Гомер. Тексты "Одиссеи" и "Илиады". Карты. Хронология.
http://www.mnsu.edu/emuseum/prehistory/aegean/

6. The Egyptian Book of the Dead: Книга мертвых
Текст древнеегипетской Книги мертвых.
http://www.lysator.liu.se/~drokk/BoD/

7. Life in Ancient Egypt: жизнь в Древнем Египте
История Древнего Египта: краткий очерк. Мифология и религия. Письменность: значение иероглифов, их звучание.
http://www.watson.org/~leigh/egypt.html

8. Ancient History: история Древнего мира
История Древнего мира (Греция, Рим, Египет, викинги, англосаксы). Управление, государство, религия, вооружение. Интернет-игры.
http://www.bbc.co.uk/history/ancient/

9. Спартанское государство: формирование
Учебное пособие для студентов университета. Фрагменты источников, список рекомен-дуемой литературы.
http://www.centant.pu.ru/centrum/publik/pechat/pech02.htm

10. История древнего мира: учебник для 5 класса
Электронная версия учебника под редакцией Уколовой В.И., Маринович Л.П. Иллюстра-ции, вопросы и задания.
http://www.ancienthistory.spb.ru/book/



































Лист  корректировки рабочей программы

№ п/п Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Дата проведения по факту

















































Комментариев нет:

Отправить комментарий